Автоматизация и программное обеспечениеГоворить о том, что без автоматизации сегодня невозможно обойтись в любом бизнесе, лишний раз не стоит. Тем более в фармации, где количество лекарств, производителей и аналогов огромно. Поэтому главные помощники фармацевтов – программы, специально созданные для того, чтобы грамотно оформить заказ товара у поставщиков, следить за обновлением ассортимента и мониторингом сроков годности и т.д.
Что касается компьютерных программ, следует однозначно заявить: нужно пользоваться только специализированными программами, ведь аптечный бизнес довольно своеобразен. В ТОП-3 входит
программа для аптеки Парацельс разработанная украинскими программистами, первя версия появилась в 1997году
Кассовое оборудование. Первое, что нужно приобрести – фискальный регистратор. С 1 января 2019 фискализованный кассовый аппарат должен быть во всех аптеках, независимо от формы налогообложения.
Фискальные регистраторы для аптек выпускаются со встроенным модемом. Сегодня существует множество моделей и производителей фискальных регистраторов, поэтому необходимо иметь определенную подготовку для выбора такого оборудования или консультироваться со специалистом.
Сканер штрихкодов. Главным образом влияет на скорость обслуживания. Важно, чтобы устройство имело режим автоматического сканирования (сканировал без нажатия кнопок, просто поднося штрих-код). Хорошо, если сканер будет со специальной подставкой, так удобнее обслуживать покупателей.
Принтер чека. Для частных предпринимателей и ФЛП 2 группы такое оборудование обязательно, поскольку по закону, покупателю всегда необходимо предоставлять чек о покупке.
Принтер этикеток и ценников. Быстро распечатает стикеры в нужном количестве.
Мебель для аптекиОчень важный фактор успешной деятельности аптеки – подбор и расстановка мебели. Этим вопросом должен заниматься управляющий аптекой или специалист по фармацевтическому мерчендайзингу. Обязательно должен быть соблюден корпоративный стиль мебели – удобной как для фармацевтов, так и для покупателей.
Грамотное расставление мебели необходимо, чтобы ликвидировать так называемые «мертвые» зоны – витрины ниже и выше уровня глаз, первые метры у входа, углы помещения. В таких местах можно установить рекламные и информационные стенды, диван или стулья для удобства посетителей, журнальный столик. Вход в аптеку должен быть с правой стороны, а касса – с левой.
ПерсоналТеоретически для открытия пункта продажи лекарств необходимо нанять
2-3 человека: заведующего и фармацевта. Заведующий аптекой должен иметь высшее медицинское образование провизора, фармацевту достаточно иметь просто диплом. На периферии в селениях достаточно 1-2 человека.
ВАЖНО: какая заработная плата будет предложена, такие специалисты и будут получены. Хотя некоторые аналитики рынка полагают, что в аптеке желательно иметь всех фармацевтов с высшим образованием.
Первичное формирование ассортиментаС первого дня в аптеке должно быть как минимум 5-10 000 лекарственных препаратов. Очень важно не прогадать с первичным заказом, поскольку заказав невостребованные лекарства, можно быстро потерять оборотные средства.
Не имея достаточно опыта, сложно спрогнозировать объемы продаж на новом месте, поэтому здесь также понадобится помощь опытных специалистов.
По словам Алексея Константиненко, неправильное формирование первого ассортимента станет якорем для молодой аптеки, который будет долго тянуть ее ко дну.
Наценка на фармпрепараты первой необходимости должна быть не более 15% (это требование законодательства), на все другие препараты аптека имеет право оценивать проценты по своему усмотрению.
Заключение договоров с поставщикамиСредняя аптека должна заключить договоры о поставках, которых будет не больше двадцати. Со временем количество договоров нужно увеличить для обеспечения хорошего ассортимента.
Здесь важно понять, что производители предлагают разные цены для разных договоров. При предоплате цена ниже, чем при предоставлении коммерческого кредита (отсрочки) или стоимости реализации. Однако не следует рисковать при открытии аптеки, когда практически все средства вкладываются в товар.